Медики: Надо убрать медицинские факультеты из непрофильных вузов

Фото: МАУ Сейчас в России врачей готовят 163 вуза. В ведении Минздрава — 46, а остальные — это факультеты, которые появились сравнительно недавно, они подведомственны Минобрнауки.

Фото: МАУ

Сейчас в России врачей готовят 163 вуза. В ведении Минздрава — 46, а остальные — это факультеты, которые появились сравнительно недавно, они подведомственны Минобрнауки. Возникли медицинские факультеты даже в небольших райцентрах.

«Совершенно понятно, что, когда речь идёт о медицине, это в первую очередь научные школы, которые формируются десятилетиями. И нам надо думать о качестве медицинского образования», — сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин во время отчета о работе Правительства за 2023 год.

По его мнению, за качество высшего медицинского образования и за открытие медицинских факультетов должен отвечать Минздрав.

Хотя появление новых медицинских факультетов и институтов дело хорошее, но все не так просто, рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев: «Подготовка врачей должна проходить под контролем Минздрава. А мое личное мнение как практикующего хирурга — настоящего специалиста может вырастить только профессор, который оперирует сам».

«Я рад, что Вячеслав Володин поднял этот сложный вопрос», — откликнулся доктор медицинских наук, депутат Госдумы Айрат Фаррахов. Он напомнил, что в 2012 году начали адаптировать российские университеты к мировым стандартам. «И преподаватели из обычных мединститутов стали переходить на медфакультеты. Так произошло в моей родной Казани», — привел он пример.

При этом Минздрав отвечает за все, что происходит в медицине, но у ведомства нет рычагов влияния на обучение. «Нужно это изменить, должно быть единое управление, без этого мы не сможем решить ни проблему качества подготовки специалистов, ни кадровую», — уверен парламентарий.

Создавать маленькие факультеты в непрофильных вузах неразумно, потому что там готовят плохие кадры, полагает генеральный секретарь Российского научного медицинского общества терапевтов  главный внештатный пульмонолог Минздрава  профессор Андрей Малявин.

В медицине нужна не только теория, но и клиническая подготовка, это так называемые медицинские школы, что обеспечить на небольшом факультете невозможно. «Мне кажется, надо сокращать подобные факультеты и перебрасывать средства на традиционные медвузы», — считает профессор.

Медицинский факультет и тем более медицинский вуз — это не только учебники, вторит ему и Бадма Башанкаев: «Это мощная научно-практическая школа и традиции, опытнейший профессорско-преподавательский коллектив, хорошо оснащенные анатомические залы, лаборатории, симуляционные центры, собственная клиническая база».

Во многих непрофильных вузах этого, к сожалению, нет, но именно этот важнейший комплекс нужен, чтобы подготовить квалифицированного специалиста, способного взять на себя ответственность за жизнь и здоровье пациента, уверен Башанкаев.

Многое зависит от руководства, коллектива, требований, считает генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова  академик РАН Евгений Шляхто.

«Главное, чтобы в любом вузе, где учат будущих врачей, соблюдался образовательный стандарт, чтобы студенты с первого курса занимались медицинской наукой, были вовлечены в клиническую подготовку», — отметил он. Необходимо, чтобы в учебных заведениях была своя клиника, научные исследования, в том числе в коллаборации с вузами немедицинского профиля. И это должно быть и в медицинском вузе, и на медицинском факультете университета, добавил академик.

По мнению Шляхто, Минздрав должен сильнее влиять на подготовку студентов и больше контролировать этот процесс.

От имени медицинского общества терапевтов уже готовят обращение в Госдуму с предложением создать рабочую группу по совершенствованию медицинского образования в России, рассказал Андрей Малявин.

Одно из предложений — ввести кредитную систему образования: выдали человеку кредит, и, если он добросовестно учится, заёмные деньги возвращать не надо. А если он учится плохо, его могут выгнать из вуза, и тогда ему придется полностью выплатить кредит.

«Есть и другие проблемы: отменили интернатуру, отсутствует ответственность за целевое направление, тем временем, дефицит кадров в первичном звене в некоторых регионах достиг 40 процентов», — посетовал Андрей Малявин.

Его поддержал член Комитета Госдумы по охране здоровья Михаил Кизеев: «Сейчас идёт серьёзное обсуждение норм целевого обучения. Важно понять, как такие выпускники выполняют взятые на себя обязательства, работают три года после завершения учебы».

Возможно, стоит изменить контрольные цифры приема в медвузы, полагает депутат. Он напомнил, что Минздрав уже практикует переподготовку узких специалистов.

«Решать проблему с кадрами в медицине можно только после проведения анализа: куда идут выпускники после обучения, что их устраивает в профессии, что не устраивает. Только после сбора этих данных мы сможем сделать конкретные выводы, как нам действовать дальше», — полагает Кизеев.

Последние новости

К юбилею Ольги Борисовны Щербиной

24 июля отмечает свой юбилей старший научный сотрудник лаборатории материалов электронной техники Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им.

Выпускник МАУ-Апатиты выиграл миллион рублей в конкурсе студенческих стартапов!

С 28 февраля по 15 апреля 2024 г. в рамках Федерального проекта  «Платформа университетского технологического предпринимательства»  прошла V очередь конкурса «Студенческий стартап» 2024.

А у нас появилась…

тематическая рекреация, посвященная городу Апатиты! Приходите в гости, посмотрите!

Card image

Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *